ОСАГО, Весна, ДТП

В ближайшие недели на российских дорогах ожидается рост дорожно-транспортных происшествий — после зимней спячки появляются «автоподснежники». Кроме традиционных проблем с адаптацией их на этот раз поджидают и нововведения в Закон об автостраховании.

В течение апреля по всей России число транспорта на магистралях страны, а вместе с тем и количество ДТП, возрастает на 20-30%. Это связано с появлением на дорогах водителей-«подснежников», эксплуатирующих свои авто только в летний сезон. Очень часто заброшенные на зиму автомобили неисправны и представляют серьезную угрозу для других автолюбителей и пешеходов. Плохие дороги, резко изменившиеся погодные условия также усложняют жизнь водителей, увеличивая опасность аварий. Об этом говорили эксперты в сфере дорожного движения и страхования на телемосте Москва-Питер проекта «Медиа-Среда» PR-агентства Shadursky Promotion при поддержке НП «СИАЦ» во второй декаде апреля 2012 года.

Текущая статистика аварий в Москве и в других регионах России ярко подтверждает тенденцию многих лет. «В первые выходные апреля в Москве и Московской области был установлен абсолютный рекорд ДТП по региону», — рассказала Евгения Мартынова, юрист, эксперт Центра аналитических исследований ZEM.RU. Аналогичная статистика роста ДТП, хотя и без рекордных результатов, наблюдается в Петербурге и в других регионах России.

Особенно страшны с наступлением весны, мотоциклисты, вытаскивающие из «сугроба» своих железных коней, отмечает Ирэна Анискевич, независимый эксперт-аналитик и страховой консультант: «Их даже страховые компании не любят страховать».

Главный специалист отдела урегулирования убытков петербургского филиала страховой компании «Мастер-Гарант» Сергей Иванов отмечает: «Количество автомобилей на дорогах весной увеличивается примерно на 20-30% за счет появления автомобилей-«подснежников». Для наших дорог, которые, к сожалению, далеки от идеальных это очень серьезная цифра, и дороги становятся перегружены. Происходит всплеск ДТП в начале эксплуатации «зимних» машин, когда люди, которые ездят постоянно и зимой и летом, просто не привыкли к новым дорожным условиям. Это может продолжаться 2-4 недели, не более того. Ввиду кардинальных изменений погодных условий люди не понимают, когда необходимо переодевать резину, что тоже сопряжено с рядом ДТП».

«Есть те, кто весной становятся источниками ДТП, невольно подставляя других. Это происходит потому, что выезжая на дороги после перерыва в вождении, они забывают о том, какие габариты машины, где узкие улочки. В результате – боковые царапины, иные ДТП из-за ложной оценки размеров авто и дорожной ситуации, особенно если местами ещё лежит снег и скользко. Плюс неадекватное и неуверенное вождение: резкое торможение или медленная езда, — также создают условия для ДТП», — анализирует причины весенних аварий Валентин Афанасьев, директор петербургского филиала страховой компании «Северная казна».

«Есть в прямом смысле автомобили-«подснежники», которые выглядят в зимний период, как сугробы. Это машины, полностью засыпанные снегом, которые оставлены во дворах и вблизи трасс. Специальные стоянки, на которых можно оставить автомобиль на зимовку, популярностью не пользуются», — дополнил картину руководитель проекта «Медиа-Среда», генеральный директор PR-агентства Shadursky Promotion, руководитель Комиссии по страхованию общероссийской общественной организации «Деловая Россия» в Санкт-Петербурге Егор Шадурский.

Нельзя исправить, но можно финансово защититься

Дорожное покрытие, которое после зимы, часто оставляет желать лучшего, также часто служит источником ДТП, по мнению заместителя директора московского филиала страховой компании «Северная казна» Алексея Година. И если этой проблемы нельзя избежать, то, как минимум, можно от неё защититься, для тех, кто катается только часть года, законом об ОСАГО предусмотрена сезонная форма страхования: «Согласно закону об ОСАГО можно приобрести страховой полис минимум на 3 месяца для физических лиц и на полгода для юридических. Для юридических лиц есть ряд условий. К примеру, техника, которую они собираются страховать на полгода должна быть сезонного предназначения. Безусловно, это помогает владельцам подобной техники сэкономить средства. Существует специальная шкала расчета стоимости страхования. При покупке ОСАГО на 3 месяца стоимость составит 50% и на 6 месяцев 70% от полной стоимости страхового полиса. Для каско тоже существует возможность приобретения полиса на полгода».

«Помимо стандартного обязательного полиса ОСАГО, стоит оформлять добровольный полис, увеличивающий лимит ответственности ДАГО. На сегодняшний день в рамках повреждения одного объекта лимит ответственности составляет 120 000 рублей. Но водителям все чаще этой суммы не хватает в связи с увеличением стоимости самих автомобилей, запчастей, стоимости нормочаса. Если в Великобритании аналог нашего ОСАГО стоит порядка 800 евро, то там и соответствующий лимит ответственности. У нас ОСАГО стоит в разы меньших денег и имеет меньший лимит ответственности. Оформив полис, увеличивающий лимит ответственности, стоимость которого в среднем 1 000 рублей, можно гораздо увереннее чувствовать себя на дорогах», — отметил Александр Баклушин, председатель комитета по автострахованию Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада.

«В Великобритании полис ОСАГО не купишь, если нет полиса КАСКО. В Японии КАСКО оформляется по желанию, но ОСАГО вовсе не по имуществу, а только по жизни и здоровью, и на родственников не распространяется», — добавил Валентин Афанасьев.

Он также отметил, что сезонный всплеск ДТП из-за появления на дорогах водителей «подснежников» во всех европейских странах и в США отсутствует. «Там стаж вождения у всех непрерывный. Почти нет людей, которые ставят машину на зиму».

Тем не менее, время не стоит на месте. Качество жизни растет, автопарк стремительно обновляется, требования к техническому состоянию автомобилей становятся выше. «Подснежники» вымирают с каждым годом.

«За последние 20 лет ситуация на дорогах сильно изменилась. Пару десятилетий назад большинство автомобилей у нас были классические с задним приводом, а купить шипованную резину мог позволить себе не каждый. Понятно, что такие машины не могли ездить зимой и доля «подснежников» была большой. В наши дни ситуация изменилась практически кардинально. Водителям стала доступна качественная шипованная резина, ежегодно снижается доля заднеприводных автомобилей. В тоже время современные автомобили с задним приводом обладают возможностями уверенно держаться на дорогах. Речь идет об отечественных автомобилях», — обнадежил коллег-страховщиков» Александр Баклушин.

Законодатель вынуждает «автоподснежников» нарушать закон

Закон «О техосмотре транспортных средств», вступивший в силу 1 января 2012 года, внес поправки в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Теперь при отсутствии техосмотра нельзя купить полис ОСАГО. Данная ситуация особо остро коснется автомобилистов «подснежников», которые страхуют свои машины на сезон и чьи полисы ОСАГО и ТО как раз истекли. Единственный законный для них способ выехать на дорогу, чтобы добраться до пункта техосмотра — заказать поездку на эвакуаторе.

Валентин Афанасьев сформулировал проблему так: «За отсутствие талона ТО сейчас не штрафуют, но ГИБДД штрафует за отсутствие полиса ОСАГО. При этом количество штрафов не ограничено. Вас могут останавливать и штрафовать на каждом перекрестке и до техцентра вы доедите с пачкой штрафов. В соответствии с законодательством, для тех, у кого срок ОСАГО истек, а ТО не пройден, есть только одна возможность пройти ТО законно и получить полис ОСАГО – вызвать эвакуатор и на нем привести машину для проведения технического осмотра. Зато если после зимы автолюбители обнаружили, что срок ТО истек, а полис ОСАГО еще действует, то они могут не беспокоиться и ездить на своих авто до окончания срока полиса без прохождения техосмотра».

Страховщики не поддержали нововведения в закон об обязательном автостраховании. Закон о изменениях в прохождении ТО в моих глазах имеет целый ряд серьезных недостатков. Возможность получить новый полис ТО требует вызова эвакуатора для доставки машины на станцию техосмотра. Эвакуатор стоит достаточно дорого. Как мы все прекрасно понимаем, это толкает водителей на криминальное оформление полисов ОСАГО и ТО. Если автолюбитель приобретает бывший в употреблении автомобиль в автосалоне неофициального дилера, естественно у него нет полиса ОСАГО и ТО. «Законодатель на сегодняшний день толкает таких водителей на решение этого вопроса незаконным образом. В моем понимании жесткая привязка полиса ОСАГО к ТО некорректна», — резюмировал свое недовольство Александр Баклушин.

Opec.ru