Минфин усложняет жизнь покупателям квартир

Получить компенсацию за утерянное жилье станет труднее. Минфин предлагает запретить добросовестному приобретателю одновременно требовать деньги с виновника причиненного ущерба и компенсацию с государства. Чиновники ищут способ избавиться от лишних трат: суммы компенсаций и так ничтожны, а теперь получить их станет еще труднее, объясняют юристы.

Сейчас человек, который не по своей воле лишился единственного жилья, имеет право требовать не только возмещения ущерба с непосредственного виновника, но и получить компенсацию из казны, если выплата по исполнительному листу не производилась в течение года. Размер компенсации зависит от стоимости потерянного жилья, но его максимальное значение — 1 млн руб.

Минфину такой подход к проблеме не нравится: он «может привести к тому, что отдельные взыскатели смогут сознательно моделировать ситуацию, при которой они будут иметь право на получение компенсации, а в дальнейшем еще и взыскивать вред с должника, то есть получать двойное возмещение вреда», говорится в пояснительной записке к подготовленному чиновниками законопроекту.

Министерство предлагает внести изменения в федеральный закон «О госрегистрации прав на недвижимое имуще­ство и сделок с ним» и установить новый порядок предоставления компенсаций. Если законопроект примут, получить компенсации можно будет только в том случае, если взыскание по исполнительному документу не проводилось и документ возвращен взыскателю.

В министерстве считают, что законопроект создает «действенный механизм защиты участников гражданского оборота по сделкам с жилыми помещениями», что «будет способ­ствовать снижению остроты проблем в жилищной сфере». Юристы не разделяют мнение ведомства.

Введение этих поправок только усложнит жизнь людям, потерявшим свое жилье, считает старший партнер ГЮК «Консулъ» Захид Мамишов. «Исполнительный процесс занимает много времени, а учитывая российскую бюрократию и царящие в службе судебных приставов порядки, можно представить, что людям придется не один раз туда являться», — говорит он.

Потенциальная польза от законопроекта тоже небольшая, считают юристы. Случаи, когда государство выплачивало компенсации, можно пересчитать по пальцам. «Я достаточно плотно занимаюсь вопросами недвижимости, но ни разу не сталкивался с тем, чтобы кто-то получал эту компенсацию от государства. Мне кажется, сама статья мерт­ворожденная», — говорит г-н Мамишов.

«Даже если компенсации взыскиваются, это абсолютно не те суммы, которые требуются, они зачастую необоснованно занижены. Сейчас эта норма не работает как защита чьих-либо прав», — согласен юрист МКА «Николаев и партнеры» Василий Моисеев.

В связи с этим и мошеннические схемы, которыми пугает Минфин, выглядят едва ли возможными. «Учитывая сложности процедуры, как минимум год-полтора судов, достаточно низкие суммы, злоупотребления этой нормой маловероятны, — считает адвокат МКА «Клишин и партнеры» Виталий Богомолов. — Более того, при организации злоупотреблений кому-то необходимо будет расстаться с жильем, пусть и фиктивно, а это не каждый захочет».

Источник: Rbcdaily.ru

Оцените статью